Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются,
стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к опасным для жизни
ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и
семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения. Это дидактическое
пособие можно использовать в детском саду и в работе с семьей.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы
поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка
может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных
граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность
ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым,
порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения
неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и
опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова:
«не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо
путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный
результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама
его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без
взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У
детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к
самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать
последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от
опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости
и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно
поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном
дошкольном образован
Целью дидактического пособия является формирование у детей дошкольного возраста правил и норм
безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта.
Работа с детьми по формированию безопасного поведения в быту
включает решение целого комплекса задач:
1. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и
нормам поведения в различных ситуациях в группе, на улице.
2. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
3. Учить выходить из сложных проблемных ситуаций не навредив
своему здоровью, и здоровью окружающих.
4. Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами
безопасного поведения.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный,
систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем
возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в
окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский:
«Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины,
какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами
ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить
ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели
важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс
совершенствования. Тогда наш труд будет
не напрасен и принесёт радость. В дидактическом пособии имеется три раздела
знаков. Где детям предоставляется возможность самим выяснить, почему знак
отнесен к этому разделу. Это пособие учит детей самих думать и размышлять,
делать самостоятельные умозаключения.
Предложенные детям правила моделируют последовательность
действий ребенка, уточняют и расширяют представления о безопасности поведения в
повседневной жизни.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из
главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость
обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности
жизнедеятельности. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,
внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в
опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Новизна опыта заключается в отборе материала, в соответствии
с требованиями дошкольной педагогики с учетом ведущего вида деятельности детей
дошкольного возраста - игру.
Правила поведения легко модифицируются в картотеку, которую
могут использовать воспитатели детей дошкольного возраста. Их можно
использовать и в индивидуальной работе с детьми. Материал легко дополняется и
творчески интегрируется в работе с
дошкольниками. Учитывая доступность применения, увлекательность и пользу
опыт работы воспитателей нашей творческой группы возможно, использовать в практической работе
дошкольной организации.


Комментариев нет:
Отправить комментарий