Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого
дыхания. Логопеды отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное,
прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Но учить дышать
правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных малышей.
Логопедическая работа включает в
себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию
речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к
реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого
развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей без
речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха они произносят
простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные
тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте,
как правило, с использованием речевого дыхания. К 10 годам становление речевого
дыхания завершается.
Логопедическая работа по развитию
речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и
голосового аппарата.
Задачами работы по развитию
речевого дыхания являются:
ü формирование навыков правильного
речевого дыхания;
ü укрепление мышц лица и грудной
клетки;
ü улучшение функции внешнего (носового)
дыхания;
ü развитие фонационного (озвученного)
выдоха;
ü выработка более глубокого вдоха и
более длительного выдоха;
ü тренировка речевого дыхания в
процессе произнесения текста;
ü профилактика болезней верхних
дыхательных путей и нервной системы;
ü повышение умственной
работоспособности детей;
ü нормализация звукопроизношения и
просодических компонентов речи;
ü закрепление лексических тем и
грамматических категорий;
ü стимуляция интереса к занятиям.
Требования к проведению дыхательной гимнастики:
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
• не
заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
• температура
воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
• одежда
не должна стеснять движений;
• не
заниматься сразу после приема пищи;
• не
заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
• воздух
набирать через нос
• плечи
не поднимать
• выдох
должен быть длительным и плавным
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении
лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Вдох и выдох – через нос. Взрослый
произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
И.П: сидя на полу, скрестив ноги
(варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой
с вдохом и опускать вниз,
на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь
при этом в туловище, будто гнется дерево.
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч.
На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки на выдохе опустите вниз,
корпус наклоните, позволяя рукам
"прорубить" пространство между ногами.
«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь
как можно
ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф"
- звук, издаваемый
сердитым ежиком, затем
"ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять
раз.
«Надуй шарик»
И.П: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в
стороны и глубоко вдыхает, затем
медленно сводит руки, соединяя ладони
перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть
в ладоши, «из шарика выходит воздух»
- ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская
руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного
вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные
осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад.
Предложить ребенку подуть на листья,
так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие
листочки с какого дерева упали.
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки
поднять в стороны, на выдох –
опустить вниз с произнесением длинного звука
«г-у-у-у».
«Пушок»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое
пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох
делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
И.П: малыш стоит или сидит, скрестив
руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох,
скрещивает руки на груди, опускает голову –
выдох: «жжжу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
И.П: стоя прямо, ноги врозь, руки
опустить. Поднять руки в стороны (вдох),
а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох),
произносить «ку-ка-ре-ку».
«Ворона»
И.П: ребёнок стоит прямо, слегка
расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как
крылья,
медленноопускает руки и произносит на
выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
«Паровозик»
Ходьба, делая попеременные движения
руками и приговаривая: «чух-чух-чух».
Через определенные промежутки времени
можно останавливаться и говорить «ту-тууу».
Продолжительность – до 30 секунд.
«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
И.П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять
руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню –
выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
И.П: стоя, ноги слегка расставить,
руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад,
произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
И.П: сидя, одна рука лежит на животе,
другая - на груди.
Втягивая живот и набирая воздух в легкие –
вдох,
опуская грудь (выдыхая воздух) и
выпячивая живот – выдох.
При выдохе громко произносить звук
«ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
И.П: Лежа на полу, ребенок кладет
руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот,
одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает
медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд.
Выполняется 5 раз подряд.
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка
приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и
выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч,
одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во
время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
Повторить 5–6 раз.
«Ножницы»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
И.п: - то же. Прямые руки вытянуты
вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая
опускается вниз.
С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно
его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Цель: развитие плавного, длительного
вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты
(рыхлые комочки).
Объяснить ребенку, что такое снегопад и
предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
И.П: сидя, кисти рук сжаты в
трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука
«п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
«Поединок»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2
кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата
должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить
состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Пружинка»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
И.П: лежа на спине; ноги прямые, руки
вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох).
Вернуться в И.П (вдох). Повторить 6-8 раз.
«Кто дальше загонит мячик»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите
перед собой два ватных шарика
(разноцветные несложно найти в супермаркетах,
а белые сделать самим из ваты).
Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь
сдуть их со стола.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
И.П: малыш стоит или сидит. Делает
глубокий вдох носом, затем длинный выдох
через рот, как будто хочет сдуть с
одуванчика пух.
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Ребенок дует на лопасти
игрушки-вертушки
или мельницы из песочного набора.
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
И.П: лежа или сидя. Ребенок кладет
ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в
положении сидя и сопровождаться
рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного
вдоха.И.П: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги,руки опущены, разводит
руки широко в стороны, как крылья –
вдох; на выдохе наклоняется, опустив
голову и свободно свесив руки, произносит:
«тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
«Парящие бабочки»
Вырезать из бумаги бабочек и
подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так,
Чтобы она полетела (при этом следить,
чтобы ребенок сделал длительный плавный
выдох).
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны,
а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на
несколько
секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите
ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком
шесть-семь раз.
«В лесу»
Цель: формировать правильное речевое
дыхание.
Представьте, что вы заблудились в
густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите
"ау". Меняйте интонацию и
громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком
пять-шесть раз.
«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
«Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15),
надув щёки, как хомячок, затем легко
хлопнуть себя по щекам – выпустить
воздух изо рта и пройти ещё
немного, дыша носом.
«Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое
дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может«руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Комментариев нет:
Отправить комментарий